Среда
17.10.2018
01:50
Приветствую Вас Гость
RSS
 
ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ МБДОУ №2 г.Армавира
Главная Регистрация Вход
Каталог статей »
Меню сайта

Категории раздела
Мои статьи [76]

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Статьи » Мои статьи

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ПОСЕЕШЬ ПРИВЫЧКУ…» Королёва Е.А., воспитатель

КОНСУЛЬТАЦИЯ  ДЛЯ  РОДИТЕЛЕЙ 

 «ПОСЕЕШЬ  ПРИВЫЧКУ…»

 

В   формировании  личности  значение  привычек  трудно  переоценить.

Недаром  народная  мудрость  утверждает: «Посеешь  привычку – пожнёшь характер». От  того, какими  привычками  обладает  человек, он  выглядит либо  привлекательным, воспитанным, либо  отталкивающим, вызывающим осуждение. Что  такое  привычка? Привычка – это  действия, совершаемые как бы  машинально, постоянно и при определенных условиях: утром, встав  с  постели, мы  одеваемся, умываемся, чистим  зубы; вернувшись  с улицы, вытираем  ноги, прежде   чем  войти  в  комнату, снимаем  верхнюю одежду…  Так  мы  поступаем  в  силу  того, что подобные действия стали для  нас  естественными. Мы не затрачиваем умственных  усилий  и напряжения  воли: действия совершаются как  бы  автоматически.

Это привычки-помощники, которые  заставляют  поступать  так, как надо, и  одновременно  освобождают  наши  мысли  для  более  значительной 

умственной  деятельности. Они возникли благодаря многочисленным повторениям. Не  будь  этих  привычек-помощников, как трудно пришлось  бы  нам! То  и  дело  «подсматривай»  за  собой: не  забудь то, не  забудь  это, как  бы  не  войти  в  комнату  в  грязной  обуви, снять  верхнюю  одежду.

Человек приобретает  не  только  полезные  привычки, но и отрицательные: зевает  или  чихает  и  забывает  прикрыть  при  этом  рот, разговаривает  громко, чрезмерно  жестикулируя; хрустит  пальцами, разговаривает  с  набитым  пищей  ртом… Эти   привычки   складываются   в 

детстве  и  закрепляются  всей  последующей  жизнью. Если человек  лишён  самокритичности, считает, что  поскольку  «привычка – вторая  натура», что  с  ней  бороться  бесполезно, то этот тягостный  багаж  он  несёт  через  всю  жизнь.
   С  чего  начинается  воспитание  привычек, помогающих маленькому  ребёнку  вести  себя  правильно? Очевидно, с самого доступного, конкретного  и  видимого – с  внешних  форм  поведения (которые  ребёнок  усваивает,  прежде  всего,  по  подражанию). Если  объекты  для  подражания  положительные, то ребенок накапливает  багаж  привычек-помощников, которые организуют его  поведение. Усвоенные  внешние  формы  поведения, хотя еще и не осмыслены  им  глубоко, всё  же  дисциплинируют  его, подтягивают, обязывают к сдержанности.

Случается, ребёнок  невольно  проявляет  себя  как  не  надо. Если его не поправляют, не  учат  как  надо, то эти отрицательные способы поведения  укореняются. Привычка  к внешней бескультурности постепенно  огрубляет  ребёнка, обедняет  его  внутренний  мир. Например, отсутствие  у  ребёнка  привычки  правильно  реагировать  на  родительское  «нельзя»  является  источником  многих  негативных  проявлений: упрямства,

капризов, эмоциональных  срывов.

В основе  любой  привычки  лежит  целый  ряд  навыков, которые обеспечивают  правильность  действий, их  быстроту, качество. Но малыш ещё  не  обладает  необходимыми  навыками, у него недостаточно развита  координация  движений, и  его  действия  выглядят  неумелыми, беспомощными. Посмотрите, как  неуклюже  он  держит  ложку, с каким трудом  расстёгивает  пуговицу, снимает  шапку  и  т.д. Для того чтобы всё  это  делать  правильно, ему  необходимы  соответствующие  навыки, связанные  с  тем  или  иным  действием. По мере многократного повторения  одних  и  тех  же  действий  постепенно  возникнет  соответствующий  навык. Навык  же  снимать  с  себя  платье, колготки и т.п. перейдет затем  в  привычку  раздеваться  самостоятельно  при  условии, что малыш систематически  упражняется  в  этих  действиях.

Родители должны   следить  за  тем, чтобы у ребенка формировались положительные  привычки, которые имеют огромное значение в его развитии. Дети, которые  живут  по  режиму, обычно  хорошо спят, с аппетитом  едят, уравновешены, спокойны  и  умеренно  активны. При целенаправленном   воспитании  у  них  довольно  легко складывается  целый

ряд  важных  привычек, которые помогают им нормально расти и развиваться (привычка  к  чистоте, умение замечать неопрятности в одежде и т.д.).

Взрослый  высказывает свое требование в виде несложных  и  понятных правил: «Следи  за  своей  одеждой, не  пачкай  её»; «Снимая  с  себя  платье, не  забудь  его  аккуратно  сложить, иначе оно,  несомненно,  сомнётся и  будет  как  старое».

Изо дня в день, выполняя эти правила, ребенок приобретает необходимые навыки, которые  в  дальнейшем  перерастут  в  привычку, в  потребность  быть  аккуратным  во  всём – в  содержании  одежды, игрушек, книг, своих  вещей. Потребность быть опрятным побуждает ребёнка  аккуратнее  есть, не  пачкаться, пользоваться  носовым  платком, салфеткой. Так,  одна укоренившаяся привычка прокладывает дорогу для становления  других. Это  относится  к  возникновению  и  положительных, и  отрицательных  привычек. Об  этом  важно  помнить, так как одна плохая  привычка  может  потянуть  за  собой  цепочку  дурных.

Иногда родители  считают, что  дети  наследуют  привычки  от  близких, и  в  подтверждение  говорят: «Разбросана, неорганизованна – вся  в  мать»;
«Упрям, как  отец, ни  за что  не  переубедишь». Кстати, слова  «упрям, как отец»  ребёнок  не  воспринимает  как  порицание, скорее это своеобразное  поощрение (какой  малыш  не  хочет  походить  на своих родителей!), в  результате  закрепляются  отрицательные  привычки. Эти взгляды ошибочны. Ребёнок  не  наследует  привычки  от  близких, а  приобретает  их  благодаря  постоянному  общению, путём  подражания, а  главное  воспитания.

Случается, что  ребёнка  чуть  не  до  двух-трёх  лет  кормят  из  ложки, умывают, одевают, постоянно  идут на  уступки. Подобный образ жизни
существенно  влияет  на  поведение  ребёнка: он  растёт  неорганизованным, несобранным, а его поступки  часто  зависят  от  его  желания  и  настроения. Подрастая, он  начинает  диктовать  родителям  свои  условия: «Хочу – не хочу»; «Буду – не  буду»; «Это  не  нравится». Так, родители незаметно для себя допускают  накапливание  ребёнком  аморальных  привычек  поведения.
   Самое  эффективное  средство  против  дурных  привычек – их предупреждение. Но  если  возникла  нежелательная  привычка, то  можно помочь  ребёнку  освободиться  от  неё. Это никогда не поздно даже взрослым  людям, а  маленькому  ребёнку  сделать  это  значительно  легче, так как он обладает легкой обучаемостью и податливостью педагогическим влияниям. Терпение и поддержка родителей помогают постепенно избавляться от дурной привычки.

Чтобы выработать  у  ребёнка  прочные  положительные  привычки,
требуется  постоянное  внимание  к  созданию  условий, при которых ребёнок  мог  бы  изо  дня  в  день  тренироваться  в правильных, полезных  действиях. Даже  такой  простой  навык, как  умывание, вырабатывается  правильно, если  малыш  может достать  до  крана, если  в  его  расположении  всегда  имеются  мыло, полотенце и если взрослый, обучив  его  последовательности  действий, следит, чтобы эта последовательность  всегда  соблюдалась. Чтобы чистота рук стала потребностью, надо  ещё  приучить  мыть  руки  после  любого  загрязнения.

Если ребёнок  с  малого  возраста  привыкает  убирать  за  собой  вещи, проявляет  вежливость  к  старшим, помогает  им и  т.п., то  эти  действия  и формы  поведения, повторяясь  изо  дня  в  день, превратятся постепенно в привычные, естественные, вытекающие  из  внутренней  необходимости.

Привычки у  детей  могут  легко  утрачиваться. Достаточно иногда изменить условия  или  ослабить  контроль  за  ребёнком, как тут же меняется его  поведение.

В дошкольный  период, когда закладывается фундамент личностных качеств, важно  формировать  нравственные  привычки, которые выражаются в культуре  общения, организованности, дисциплинированности, трудолюбии. Это  также  и  привычки  гигиенические, помогающие ребенку выглядеть  опрятно  и  подтянуто, содержать  в  порядке  свои  вещи.

Для того чтобы  нравственные  привычки  стали  нормой, важно создать  оптимальные  условия  для  упражнения  ребёнка  в  моральных        поступках.

Нужные привычки  успешно  формируются, если выполняются постоянно, в  любых  условиях.

 

Категория: Мои статьи | Добавил: Воротько (16.01.2017)
Просмотров: 196 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа

Поиск

Друзья сайта