Суббота
24.02.2018
07:27
Приветствую Вас Гость
RSS
 
ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ МБДОУ №2 г.Армавира
Главная Регистрация Вход
Каталог статей »
Меню сайта

Категории раздела
Мои статьи [76]

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Статьи » Мои статьи

Консультация для воспитателей «Становление знаково-символической деятельности у детей дошкольного возраста», ст. воспитатель Мироняк Т.В.

Консультация  для воспитателей на тему:

«Становление знаково-символической деятельности у детей дошкольного возраста».

Освоение метода моделирования основано на развитии знаково-символической деятельности у детей.

Исследование ученых А.Н. Поддъякова, А.В. Запорожца показали, что основой для развития умственных способностей, важно овладение ребенком  действиями замещения и наглядного моделирования. Поэтому психологи настаивают, чтобы ребенок знакомился с предметами и явлениями действительности через собственные действия с ними, а это можно осуществить, используя их особые изображения-модели. Все это принесет пользу умственному развитию ребенка, если будут учтены особенности мышления дошкольников.

Мышление – процесс сознательного отображения действительности, в таких объективных её свойствах, связи, отношениях, которые недоступны непосредственному чувственному восприятию.

Виды мышления:

  1. Теоретическое отображение теоретического предмета со стороны внутренних связей и отношений с другими предметами. Эти связи скрыты от непосредственного наблюдения.

Подвиды теоретического мышления:

а) понятийное – это такое мышление, пользуясь которым человек в процессе решения задач, обращается к понятиям, выполняет действия в уме, непосредственно не имея дела с опытом полученным при помощи органов чувств;

б) образное отличается от понятийного тем, что для решения задачи, человек пользуется образами, которые извлекает из памяти.

  1. Практическое мышление – характерно выделение в объектах лишь абстрактно-общего содержания, только посредством чувственного восприятия познаваемого объекта.

 

Мышление включает в себя наглядно-действенное и наглядно-образное.

Наглядно-действенное представляет собой практическую преобразовательную деятельность, осуществляемую с реальными объектами. Наглядно-образное - мыслительный процесс в нем непосредственно связан с восприятием окружающей действительности и без него совершаться не может. Этот вид мышления наиболее представлен у дошкольников.

Все перечисленные виды мышления у человека выступают одновременно.

 

Развитие мышления

 

В фило – и онтогенезе практическое мышление проявляется раньше, чем теоретическое. На пороге раннего детства у ребенка впервые появляются действия, которые можно считать проявлением мышления – использование готовой связи для достижения цели.

Следующая ступень развития мышления – переход от использования готовых связей, к их установлению путем практических проб и затем уже у ребенка возникают  мыслительные действия – выполняемые в уме без внешних проб, а это уже признак наглядно-образного мышления лежит освоение ребёнком знаково-символической деятельностью.

Знаково-символическая деятельность (ЗСД) – сложное системное образование, позволяющее моделировать и преобразовывать в своем сознании объективный мир. ЗСД присущи такие процессы, как замещение, кодирование, моделирование, схематизация, обобщение.

 

Формирование знаково-символической деятельности у детей дошкольного возраста проходит несколько этапов:

Нулевой – встречное поведение ребенка на поведение взрослого (нет никакого различия обозначения и обозначаемого).

  1. этап замещения – это перенос значения с одного предмета на другой и придание ему функции знака (процесс действия ребенка с предметом).
  2. этап моделирования. Совместная деятельность взрослого и ребенка по построению моделей. С помощью моделирования объективный мир получает своего двойника в отношении, которого ребенок в большей степени свободен, чем в оперировании с реальными вещами.

Многие виды знаний, которые ребенок не может усвоить на основе словесного объяснения взрослого, он легко усваивает, если эти знания дают ему в виде действий с моделями, которые отображают существенные черты изучаемых явлений.

  1. этап – экспериментирование. Этот этап формируется в школьном возрасте.

Метод моделирования

Метод моделирования относится к методу обучения, который решает задачу умственно развития детей, основан на принципах наглядности, доступности, учета возрастных особенностей.

  • : с помощью метода моделирования объективный мир получает своего двойника, в отношении которого ребенок в большей степени свободен в действиях, чем в оперировании с реальными предметами.

Основная идея метода:

  • знакомит с предметами и явлениями окружающей жизни через условные обозначения (чертежи, модели, схемы и т.д.), помогающие выявить и установить связи в отношении вещей;
  • учит создавать в воображении образы предметов и ситуации на основе восприятия схематических изображений отдельных предметов;
  • замещает реальные действия с предметами условными движениями;
  • стимулирует мыслительную деятельность.
  • формируются конкретные и  обобщенные представления о явлениях окружающего мира;
  • формируется логическое мышление;
  • формируются навыки учебной деятельности;
  • развиваются творческие способности;
  • повышается развивающий эффект обучения.

Возможность использования:

  • может быть использован  в совместной деятельности воспитателя с детьми, в разных видах детской деятельности;
  • может быть использован  на разных стадиях процесса обучения; при объяснении, закреплении, проверке знаний.

Порядок применения:

  • замещение конкретных предметов условными обозначениями;
  • выполнение определенных действий с заместителями;
  • анализ конкретных результатов.

Условия использования моделей

Модели – это реальные заместители предметов и явлений. Значение моделей в том, что они помогают детям более успешно абстрагировать из множества объектов, связей, т.е. которые необходимы. На их основе дети более успешно усваивают знания, понятия.

Модели очень разнообразны по содержанию, использованию, изготовлению. Условно делят на следующие группы:

  1. Модели сенсорного характера, т.е. модели, изображающие признаки, которые можно познать с помощью органов чувств:
  • модель формы, цвета, размера, поверхности;
  • модель цвета;
  • модель ширины, длины, высоты, объема;
  • модель поверхности: гладкая, шероховатая.
  1. Модели, имитирующие окружающую среду (макет).
  2. Модели,  имитирующие приспособленность к среде обитания живых существ.
  3. Понятийные модели, показывающие общие признаки группы предметов.
  4. Предметные.
  5. Схематические (чертежи, схемы, диаграммы, графики и т.д.)
  6. Знаковые (буквы, цифры, формулы).

Требования к модели:

  • модель должна быть узнаваема ребенком;
  • модель должна быть наглядной;
  • ребенок должен действовать с моделью и модель должна быть у каждого ребенка;
  • модель должна создаваться после сенсорного обследования, наблюдения;
  • модель первоначально создается взрослым, а затем подключаются дети (совместная деятельность);
  • модель должна использоваться разнообразно.

Последовательность освоения действий с моделями.

Освоение действия моделирования начинаются с замещения конкретных предметов условными объектами; позволяющими наглядно выделить искомое отношение.

Далее, выполнение  определенных действий с такого рода заместителями приводят к обнаружению свойств отношений.

Наконец, результаты этих действий интерпретируются на языке конкретных вещей и явлении, что является целью всей этой работы.

 

 

 

 

 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: Воротько (15.01.2016)
Просмотров: 126 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа

Поиск

Друзья сайта